Причины этнонациональных конфликтов – Этнонациональные конфликты

Этнонациональный конфликт. Его характерные черты и особенности

План

Введение

1. Этнонациональный конфликт. Его характерные черты и особенности

2.1. Этнонациональный конфликт. Типология этнонациональных конфликтов

2.2. Причины этнонациональных конфликтов

2.3. Этапы и стадии развития этнонациональных конфликтов

2. Предотвращение возникновения этнонациональных конфликтов: правовые мероприятия. Пути преодоления этнонациональных конфликтов.

Вывод

Список литературы

1. Введение

Национально-этнические конфликты имеют свою давнюю историю. Им предшествовали межплеменные и межобщинные, а больше всего конфессиональные (конфессия – вероисповедание) конфликты, уносившие тысячи и тысячи человеческих жизней. Известные в Европе крестовые походы (христиан против мусульман), кровопролитные побоища католиков и протестантов между собою, турок-мусульман и балканских народов, христиан, боровшихся против господства турецких халифов. Полна жестокими конфликтами история азиатских стран, где эти конфликты чаще всего имели религиозный характер.

Национально-этнические конфликты современного типа (в виде национальных движений) стали возникать в XIX и в начале XX веков. В Европе они были связаны с формированием независимых государств и завершением становления современных наций (например: германской, балканских), в Азии — главным образом, с борьбой народов за освобождение от колониаль­ной зависимости (Индия, Иран, Афганистан и др.), в Америке — также с борьбой за независимость от Испании и Великобритании. Некоторые конфлик­ты, вспыхнувшие в конце XIX в., перманентно возобновляются и поныне. Например, курдское национальное движение. Уже на конференции в Версале по итогам 1-й мировой войны представители курдов требовали национальной независимости, но ее нет и сегодня. Взаимная вражда балканских народов не раз была источником бурь в Европе. С созданием в начале XX в. англичанами в Палестине «еврейского национального очага» возник конфликт между арабами и евреями, продолжающийся по сей день. Поначалу он был этническим, так как ни та, ни другая народность не являлись нациями.

Конфликты, связанные с противоречием между этнонациональными интересами, играют «исключительно важную» роль в наше время, хотя они непосредственно возникали по спорным вопросам территориально-государственного устройства. Ведь в каждом случае конфликта борьба разгоралась за государственное самоопределение определенной, оказавшейся бесправной этнонациональной группы. Например, в Южной Африке таким было чернокожее население; на Ближнем Востоке — арабы-палестинцы, в Турции и Ираке — курды и т.д. В Европе конфликтами, связанными с этнонациональными различиями стали: югославский, грузино-абхазский, англо-ирландский; в Азии — между этническими группами Афганистана, Рес­публики Бангладеш, Индии, Индонезии, Камбоджи, Мьянма, Филиппины, Шри-Ланки, Таджикистана; в Африке — между этносами Алжира, Анголы, Либерии, Руанды, Сомали, ЮАР, Судана, Эфиопии; в Центральной и Южной Америке — между различными этническими общностями Колумбии, Гватемалы, Перу.

Поэтому изучение причин и особенностей этнонациональных конфликтов, и пути их преодоления и предотвращения их возникновения весьма актуальная проблема современности.

2. Этнонациональный конфликт. Его характерные черты и особенности

2.1. Этнонациональный конфликт. Природа и типология этнонациональных конфликтов

Прежде чем начать рассматривать этнонацинальные конфликты, следует дать определение конфликта и этничности. Под термином «этничность » в настоящее время понимают «совокупность общих ценностей, верований, норм, вкусов, самоотдачи, понимание общности в группе, общей групповой памяти и лояльности, определенных структурных взаимодействий и взаимоотношений в группе[1] ».Э тнос — понятие, ха­рактеризующее общность людей по признакам прирожденным, данным от природы или, по крайней мере, сформировавшимся в результате длительного проживания на одной и той же территории, в одних и тех же природных условиях (например, на Кавказе). Понятие же

нации обозначает социально-историческую общность людей, сложившуюся на базе некоторых общих ценностей и норм, обусловленных не общим происхождением, кровным родством или одним только совместным проживанием на данной территории (хотя эти признаки во многих случаях имеют место), а культурой, т.е. системой социально-исторической. Нация — это государственно-политическая, социально-экономическая и социокультурная общность людей.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение или борьба, враждебное отношение) – это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, при чем интересы могут быть не только материальными (территориальными, экономическими), но и иметь социальный и психологический характер.

Этнонациональные конфликты – это конфликты между национально-этническими общностями или их частями. По своим типологическим характеристикам этнонациональный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, так как ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации, политического государства. Можно согласиться с точкой зрения В. А. Тишкова, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует

[2] . Как правило, этнонациональный конфликт в современных условиях неизбежно обретает этнополитический статус. Действующие силы в этнических конфликтах представлены этнонациональными движениями и партиями с националистической идеологией. Нынешние этнонациональные конфликты, будь то в Югославии или в России, в Ирландии или в Турции, в Грузии или в Украине, возникают и существуют на почве стремления национальных групп (меньшинства) к политической независимости от наций-носителей существующих в соответствующих странах государственных систем. В настоящее время в мире нет исключительно национальных конфликтов, а есть национально-политические конфликты. Как следствие из выше сказанного,
этнонациональный конфликт
— одна из разновидностей социальных конфликтов наряду с такими их формами, как классовый конфликт, религиозный, расовый, межгосударственный и др., в то же время всякий социальный конфликт является конфликтом политическим.

Этнические аспекты конфликтов проявляются в том, что в качестве противостоящей стороны воспринимается другой народ или этническая группа. Этничность сама по себе основана на противопоставлении «Мы» — «Они», осознаваемом в плане культурных (в широком смысле этого понятия) различий. Это противопоставление в полной мере сохраняется и даже существенно усиливается в ситуации этнического конфликта, когда именно противостоящая сторона получает признание в качестве носителя другой этнической культуры и системы ценностей — враждебной и стремящейся к доминированию или насильственной ассимиляции или, как минимум, игнорирующей законные и справедливые национальные интересы. Именно политические противники, т. е. «Они», наделяются однозначными этническими характеристиками, и потому борьба с ними воспринимается как борьба с конкретными носителями чуждой культуры и чужих национальных интересов

[3] . Так, например, этнический конфликт в Приднестровье начала 1990‑х гг. осознавался как борьба против «румынизации», и это объединило русских, украинцев и молдаван Приднестровья, которых поддержали и гагаузы. Аналогичным образом конфликт в Абхазии в 1991 г. разгорался под знаменем противодействия абхазов, армян, русских и поддерживавших их народов Северного Кавказа, родственных абхазам в культурно­языковом отношении, попыткам «грузинофикации» этой автономной республики. Рецидивы этих конфликтов имели место в 2004 — 2007 гг. на той же самой основе.

Природа этнонациональных конфликтов вытекает из характера этносов и наций как государственно-политических, социально-экономических и социокультурных общностей людей, комплексных, многосторонних взаимоотношений между ними. В конечном счете, конфликты вырастают на почве противоречий между интересами этнонациональных общностей. Интересы же формируются: в случае этноса — как интересы замкнутой групповой организации людей и группового мышления, где индивид не отделяет себя от группы, и для него любая иная группа выступает в качестве враждебной, «чужой» по отношению к своей; для нации — как интересы более широкой, не замкнутой, но все же обособленной, самостоятельно существующей, государственно оформленной или оформляемой общности, приобретшей (или приобретающей) свою социально-экономическую и социокультурную основу. Только единые религиозные верования либо длительное сосуществование в рамках какого-либо социального пространства могут блокировать враждебность этносов и создавать предпосылки для слияния их в национальное образование (как это происходило в Европе). Конфликтность во взаимоотношениях между нациями возникает в условиях «ущемленности» интересов одной и господства интересов другой. Любое неравенство: политическое, правовое, экономическое, культурное, наконец, конфессиональное, связанное с этим господство одних над другими, препятствует решению задачи самостоятельного развития национальных общностей и вызывает противоборства. Причем, «ущемленность» интересов может проявляться и осознаваться в различных областях жизни, вовсе не обязательно в области политики. Поле конфликта формируется в разных ракурсах.

Источником его может выступать какая-либо историческая несправедливость (с позиции одного из этносов), которая должна быть устранена; захват территории — жизненного пространства этноса; разрушение его системы культурных ценностей и навязывание чуждых ценностей; деградация по вине другой экологической среды; хозяйственно-экономическая экспансия; языковое неравноправие и т.д.

mirznanii.com

Причины этнополитических конфликтов

Этнополитический конфликт: сущность и причины

Определение 1

Этнополитический конфликт в современной науке определяется в качестве достаточно жесткой социально-кризисной ситуации. Обусловлена она тем, что интересы и цели этнических групп не совпадают между собой, и все это происходит в рамках совместного этнонационального пространства, в котором этнические группы сосуществуют и предпринимают попытки взаимодействовать.

По сути, неоднородность этнического пространства и достаточно шаткая ситуация в данной сфере порождает подавляющую часть проблем, споров и в целом напряженность между этносами и их представителями.

Так, по данным Стокгольмского международного института по изучению проблем мирового пространства, в середине 90-х годов прошлого века более чем 70% конфликтов были обусловлены неустойчивостью этнополитической ситуации и в целом носили именно межэтнический характер.

Еще одна причина этнополитических конфликтов – этнотерриториальные споры. Во многих случаях конфликт может возникнуть в связи с тем, что элита этнического сообщества стремится завладеть как можно большей частью территорий, чтобы затем образовать свое собственное, автономное государство. Но ему противостоят интересы большинства, а также представители тех этносов, чьи права могут пострадать каким-либо образом. Все это может привести к сокращению свободы, изгнаниям, поэтому этносы в странах исхода стремятся сохранить свои права и, соответственно, земли.

Немаловажно отметить, что причиной этнополитического и этнонационального конфликта может стать борьба за имеющиеся ресурсы, а также борьба за владение собственностью. Чаще всего предметом споров и, соответственно, объектом конфликта является земля и то, что в ней есть – полезные ископаемые, горные ресурсы, которые могут быть переработаны и проданы за достаточно большие суммы. Например, разработка нефтяных месторождений, находящихся в Сибири, может привести к нарушению экологического баланса территорий, где проживают коренные народы. Из-за этого нарастает региональный сепаратизм, напряженность, неприязнь к русским, поскольку они воспринимаются как разрушители, разорители. Напряженность в основном исходит от таких народов, как чукчи, эвенки.

Стоит выделить еще одну причину этнополитических конфликтов – разделение труда и изменения в этой структуре. Безусловно, в полиэтнических государствах уже существует сложная, складывающаяся в течение продолжительного времени система разделения труда, и она имеет вполне этнические основания. Посягательства практически сразу приводят к конфликту, коренные народы не всегда жалуют брать на высокооплачиваемые должности представители других государств, этносов и наций. Зато их охотно берут на самую «пыльную работу» — грузчиками, строителями, уборщиками.

Основания этнополитических конфликтов

Причиной этнополитического конфликта может быть историческая память. Так, в некоторых государствах историческая память некоторых народов дискриминируется, попросту вычеркивается. Это очень заметно, когда новое поколение начинает изучать историю, в которой зачастую не упоминаются нации, которые сделали немалый вклад, а иногда и более весомый, чем та нация, о которой преимущественно рассказывается. Собственно сама историческая память может включать в себя такие элементы, как:

  1. Мифологемы – мифы и легенды о поступках и достижениях каких-либо народов и наций. Иногда мифы не воспринимаются как что-то серьезное, но не стоит забывать о том, что в основе каждого мифа лежат факты и события, которые действительно происходили;
  2. Коллективные образы прошлого – те события и явления, которые фиксируют некоторые несправедливые исторические факты. К ним следует отнести расчленение и разделение этнической территории на отдельные части, депортации и геноцид.

Стоит отметить, что этнополитические конфликты могут появиться по причине того, что нарушаются права национальных меньшинств, дискриминируются отдельные этнические группы. В некоторых странах законодательство в принципе не определяет конкретный статус некоторых этнических и языковых меньшинств. Например, это страны Латинской Америки, Алжир и Сенегал, а также Мадагаскар. В Европе также есть страны, которые не поддерживают некоторые пакты гражданских и политических прав и свобод (например, во Франции такие пакты не предусмотрены).

Замечание 1

Все это приводит к тому, что меньшинства по этническому признаку начинают чувствовать свою отчужденность и неполноценность, хотя имеют все права на проживание на заданной территории. В связи с этим возникают забастовки, недовольства, которые затем могут вылиться в настоящий бунт, этнополитическое напряжение и конфликт.

Любой этнополитический конфликт проходит несколько основных стадий:

  • Предконфликтная сталия – иными словами, ее еще принято называть латентной. В этот период растет национальная и этническая напряженность, но нет явных признаков того, что могут произойти какие-то изменения, хотя формируется психологическая готовность сторон к предстоящему противостоянию;
  • Конфликтная стадия – стороны взаимодействуют друг с другом достаточно жестко. Возникает открытое противодействие, и участники не желают примирения. Их цель – устранить противника и доказать свою правоту, добиться прав и свобод любой ценой;
  • Стадия урегулирования этноконфликтных ситуаций – на данном этапе создаются основания для мирного урегулирования конфликта, стороны достигают консенсуса.

Как мы можем заметить, причины этнополитических конфликтов достаточно разнообразны. Они могут таиться в экономической сфере, быть полностью политически обусловлены, или же это может быть неприязнь в отношении какого-либо этноса или нации. Важно принять своевременные меры для предотвращения подобных ситуаций, поскольку они могут перерасти в военные действия и, как следствие, привести к большому количеству жертв.

spravochnick.ru

Этнонациональные конфликты:причины и типологии


Стр 1 из 4Следующая ⇒

Этнонациональные конфликты:причины и типологии

Понятие межэтнического конфликта. Причины, типы и формы межэтнических конфликтов. Роль социологов в предупреждении конфликтов между народами.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации

Конфликт –столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий.

Межэтнический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, две трети всех конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими.

2 подхода:

· Сущностный. Связь между конфликтом и феноменом этничности является сущностной (причиной конфликтов являются этнические различия).

· Функциональный. Связь между конфликтом и этничностью сугубо функциональна (этничность не создает конфликты, а выступает формой их проявления).

По существу конфликт есть способ разрешения противоречий, следовательно нужно смотреть именно на эти противоречия. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос.

Межэтнический конфликт – любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по принципу этнических различий (В.А. Тишков).

В чистом виде, по мнению Тишкова, этнополитических конфликтов не бывает. Случаев, когда один народ вступает в противоборство с другим исключительно по этническим соображениям, практически не известны. Наукой не доказано, что такие антагонизмы вообще существуют в человеческой природе.

Причины межэтнических конфликтов

Л.М. Дробижева: в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов России. Вследствие этого в престижных профессиях нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими. Также у многих народов сформировались свои ценности и представления, не совпадавшие с ценностями и представлениями русских в этих республиках (русские ехали в республики помогать, поэтому чувствовали себя выше, чем титульные народы).

С. Хантингтон: урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают новые потребности и способы их удовлетворения. Но реальные возможности таких обществ растут медленнее, чем потребности людей. Несовершенство политической системы, неспособность её решать противоречия, ведут к конфликтам.

Теория депривации. (Депривация – процесс сокращения и/или лишения возможности удовлетворять основные жизненные потребности индивидов или групп). К поиску «образа врага» приводит не только плохое материальное положение. Исследователи переносят акцент именно на ожидания и ориентации, реализовать которые оказывается невозможно. Связана с предыдущими теориями: новые потребности -> удовлетворить невозможно -> конфликт. Но у Хантингтона «виноваты» правительства, а в теории депривации – сами люди.

Теория человеческих потребностей.Этнические группы испытывают чувства глубокой отчуждённости и даже враждебности по отношению к тем общностям, которые, по их мнению, виноваты в отсутствии у первых необходимых средств развития и удовлетворения жизненно важных потребностей. Это вызывает у группы страх уничтожения, и она начинает бороться.

Эта теория критикуется, так как часто насилие инициируют не те группы, которые наиболее ущемлены с точки зрения удовлетворения базовых потребностей, а те, то обладает титульным статусом и хорошо развитыми культурными институтами.

Концепция коллективного действия. Главное – это коллективные интересы, которые побуждают людей действовать во имя них, выбирая те или иные формы действий. Борьба между группами ведется не вообще, а для достижения определенной цели. Тилли: в наибольшей степени мобилизует людей борьба за власть.

Нельзя забывать и о роли элит в этнических конфликтах, это очень важный вопрос.

Понять причины конфликтов, исходя из какой-то одной теории, невозможно, поскольку 1) каждый конфликт имеет свою специфику; 2) причины могут меняться в ходе конфликта.

Попробуем обобщить материал по причинам конфликтов.

1. Депривация.

2. Коллективные интересы группы.

3. Интересы элиты, намеренное разжигание конфликта.

4. Исторические причины (депортации народов, несправедливости административно-территориальной иерархии народов, произвольная перекройка границ национальных образований).

5. Инерционный фактор (растущее отчуждение народов; этнофобии и ксенофобии как следствие вооруженных (изначально не этнических) конфликтов).

3. Типы межэтнических конфликтов. Классификация по характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов). Классификация по содержанию конфликтов (Л.М. Дробижева)

Существует два основных принципа классификации межэтнических конфликтов:

  • по характеру действий конфликтующих сторон
  • по содержанию конфликтов, по основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

Классификация по характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов)

Именно Э. Паин и А.А. Попов первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР [1]. Их классификация:

Конфликты стереотипов.

Этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа». Как пример приводится армяно-азербайджанский конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

Конфликт идей.

Выдвижение тех или иных притязаний. Обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

Конфликт действий.

Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются «конфликтами идей».

Классификация по содержанию конфликтов (Л.М. Дробижева)

Предложена в 1992 – 1993 годах на основе оценки опыта конца 1980-х –начала 1990-х годов.

Статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость.

Суть таких конфликтов может быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствует непременно. От требований реализации этнических интересов к требованиям государственной независимости.

Основная форма таких конфликтов была институциональной (см. ниже).

Статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение.

Характерно для части бывших союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан, Татарстан). Сегодня в отношениях Москвы и Казани прослеживаются элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений.

Сейчас подобная борьба идёт между Грузией и Абхазией.

Этнотерриториальные конфликты.

Как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве зарегистрировано 180 этнотерриториальных споров[2].

Этнотерриториальные конфликты – споры, ведущиеся от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, — уже конфликт (Стрелецкий).

Такие споры далеко не всегда захватывают большие группы населения. Кроме того, не всякий спор из-за территории является этнотерриториальным конфликтом (условие — этническая мобилизация населения).

Формы межэтнических конфликтов. Вооруженные конфликты: региональные войны и краткосрочные вооруженные столкновения. Невооруженные конфликты: институциональные, манифестирующие, идеологические. Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов.

Самый простой способ определение формы этнического конфликта – отнесение его к вооруженным или невооруженным.

Вооруженные конфликты (насильственные):

· региональные войны – вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, чеченский конфликты.

· краткосрочные вооруженные столкновения – продолжаются несколько дней и сопровождающиеся жертвами. Столкновения в Фергане, Оше, Осетино-Ингушское, — всего около 20. Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».

Невооруженные конфликты

Таких насчитывается более 100 на постсоветском пространстве.

· институциональные – в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межобщинными конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений.

· манифестирующие– митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей.

· идеологические– конфликт идей. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.

Особую роль играют СМИ. Пример Чеченской войны. Чеченцы = бандиты, российские солдаты = «наши мальчики».

Этнонациональные конфликты:причины и типологии


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

этнонациональный конфликт — Конфликтология Библиотека русских учебников

Национальные (межэтнические) конфликты относятся к числу наиболее запутанных и сложно решаемых. Как показывает история, в большинстве полиэтнических стран межнациональные, межэтнические столкновения по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят другие типы социальных конфликтов, а некоторые из них считаются запрещенными и остротамир.

. Межнациональные конфликты — форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Противостояние осуществляется по принципу»мы — они»,»свои — чужие»по этническому признаку

Понятие»этнический конфликт»охватывает большой круг различных ситуаций, поэтому конфликт в чистом виде, который появился лишь в результате враждебности, встречается крайне редко. Чаще всего подобный конфликт зароджу уеться на экономической, социально-экономической или иной какой основе, на определенном этапе он может приобрести национального оттенка и впредь определять весь ход протекания конфликта. Разница причиной зарождения я национальных конфликтов не влияет на их одну общую природу. Базовыми причинами всех этих конфликтов выступают нарушения прав какой-либо нации или этнической группы, нарушение равноправия в меж национальных отношенияхнах.

Объектом этнонациональных конфликтов выступают те социальные отношения в обществе, что, по мнению этноса, нарушают их права

Субъектами выступают этнические сообщества, в том числе этносоциальные-организмы (народности, нации). Этнос — это устойчивое сообщество людей, исторически образовалось на конкретной территории, имеет уст. Тален связи и общие черты, специфические особенности культуры, стабильные обычаи, а также осознает свое единство и отличие от других подобных групп (самосознание). К первичным признаков этноса необ необходимость отнести: язык, единство быта, ритуалы, обряды, обычаи, народное творчество, нормы поведения. Ни одна из признаков не в состоянии создать этноса или привести к его исчезновению. Только в своей совокупности они отражают целостность этнической культуртури.

Рассмотрим несколько теоретических подходов, объясняющих причины появления этнонациональных конфликтов

Социологический подход объясняет причины конфликтов посредством анализа этнических параметров основных социальных образований (классы, слои, социально-демографические и профессиональные группы). Речь идет о различиях те в социальной стратификации и разделении труда в зависимости от этнической характеристики населения страны или региона. В полиэтнических государствах возможны процессы узурпации привилегий одними этническими группами за счет других, формирование господствующих элементов и слоев в социально-классовой пирамиде по этническому признакуою.

Социально — экономический подход рассматривает причины этнических конфликтов в ухудшении социально-экономической ситуации: из-за неравномерности развития регионов, неравномерность модернизации»ядра»и этнонациональных национальную периферию в полиэтническом государстве. При осознание экономического неравенства как национального угнетения, подобная ситуация становится основой проявления этнической солидарности в борьбе за равноправиеноправність.

Следует отметить, что связь между социально-экономическим положением в стране и этническим конфликтом может, в большинстве случаев, иметь сложный причинно-следственная связь. Эта связь может быть прямым и опосер редкованим, закономерным и случайным, однонаправленным и взаимнойм.

Политологический подход подчеркивает роль национальных элит, которые интегрируют и мобилизуют этнические чувства, подогревая межнациональную напряженность, и доводят ее до открытого конфликта. Для этих элит этно онационализм рассматривается как идеологическое течение, направленная на достижение автономии и сохранения идентичности конкретной этнической группы. Политический смысл этнонационализма выражается в стремлении от ержаты те или иные признаки государственности, вплоть до образования и областным государствви.

Важную роль в национальных конфликтах играет социально-псих логический механизм. В условиях экономических и социально-пол-итичких кризисов очень часто представители разных этносов начинают искать наз виновники ей сложившихся трудностей. И они обязательно находятся. Как правило, их находят среди каких-либо национальных меньшинств, то есть не своей, чужой национальности. Через подобные обвинения национальных ме ншин или граждан не титульного этноса и направляется накопленная в обществе негативная энергетика, агрессивность становится целенаправленноованою.

Подобная ситуация вызывает ответную защитную реакцию. Иногда такая реакция может быть иллюзорной, а может стать и мощным мобилизационным стимулом, впоследствии перерастет в ответную агрессию, до экстра емизму.

Проблему престижа и символов, в отличие от материальных интересов, чаще всего лежит в основе социальных конфликтов, решить гораздо сложнее, потому что символические требования невозможно перерозподи илиты или решить через компроми.

Противоречия, возникающие в процессе межэтнических отношений, могут носить массу разнообразных аспектов. Подобную картину мы можем наблюдать в многочисленных конфликтах на территории постсоветского пространства сделаем мо попытка выделить наиболее типичные группы конфликтеів.

Конфликты, связанные с историческим прошлым. В исторической памяти народов навсегда сохраняются обиды, унижения и горе, что им был нанесен. Время не всегда залечивает эти раны. Обьедання каких-то фактор ров может вызвать из прошлого трагические последствия, очень часто они могут возродиться в чрезвычайно гипертрофированном видеяді.

. Территориальные конфликты. Наиболее распространенной причиной выступает стремление соединить раздробленные в прошлом территории или вернуть старые национальные границы

Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов, также относятся к подобному типу конфликтов

Конфликты, вызванные фактическим неравенством в экономическом, социальном и культурном развитии. К этому типу можно отнести и неравенство в уровнях жизни в подобных конфликтах национальный фактор может выс ступать как объединяющий символ для борьбы в достижении справедливоститі.

Конфликты, вызванные этнодемографической или эмиграционными процессами. Одна из наиболее молодых причин конфликтов для стран. Европы, вызванные массовым въездом иммигрантов из африканских и азиатских стран. Аин. Похожую природу имеет проблема, связанная с массовым перемещением беженцев и переселенцыів.

Перечисленные типы конфликтов, как мы уже отмечали, весьма условны. В чистом виде редко мы можем их увидеть. Чаще всего они накладываются друг на друга, становятся как бы»багатотиповимы»

этнонациональный конфликт, как и социальная, является процессом, протекающим во временных рамках, имеет свои этапы, начало, развитие и свое завершение. Динамика этнонационального конфликта имеет несколько стадий, последовательны в своем прот убеганияі.

В латентный период возможно существование противоречий между национальными группами, однако, пока они не осознаются, конфликтная ситуация не возникает. Когда угроза опасности от одной из сторон начинает воспринимать ваться реально, возникает конфликтная ситуациия.

Открытая стадия конфликта начинается с инцидента, становится действительным детонатором, часто оставаясь для большинства участников истинной причиной конфликта

На стадии эскалации национальные конфликты имеют некоторые особенности. В процессе обострения противоборства мы можем наблюдать нарастание интенсивности в каждых последующих действиях обеих сторон. Можно выделить такие признакии:

— во-первых, идет резкое увеличение количества участников конфликта, нарастание идет за счет привлечения наиболее активных сил;

— во-вторых, растет количество проблемных ситуаций и ухудшается первичная проблемная ситуация;

— в-третьих, конфликт сопровождается нарастанием эмоционального напряжения;

— в-четвертых, формирование устойчивого образа врага, компромисс воспринимается как капитуляция, каждая из сторон нацелена только на победу. Победа любой ценой воспринимается вполне естественным, а жертвы п при этом вполне оправданными. Доминирование иррациональных установок ориентирует стороны на возможность и необходимость применения насильственных методовметодів;

— в-пятых, эскалация национальных конфликтов может сопровождаться привлечением третьих сил. Это может происходить, когда конфликт доходит до стадии»генерализации»Глубинные противоречия, в свою очередь, пород джують новые очаги. Протиратьі вогнища протиріч.

Любой конфликт, а особенно межнациональный, лучше предупредить, не доводить выхода его из латентной стадии. Кроме общих приемов и способов работы с конфликтами, существует целый ряд специфических осо обливостей, характерных для данной сфери.

1. Необходимо понять суть национального конфликта и использовать методы национальной политики. Этническим группам должны быть созданы гарантии их интересов. Любое ограничение ведет к нароста. Ання негативных тенденциицій.

2 стратегических целью национальной политики государства п шинное быть стремление к устранению различий между регионам1, где живут различные этнические группы

3. Учитывая важность экономического фактора, необходимо помнить, что доминантой этнических конфликтов всегда выступает политика

4 важных для полиэтнических государств является проблема взаимоотношений центра с регионами. Наполнение достаточными политическими и экономическими полномочиями национальных регионов позволит отодвинуть на второй план чисто этнический аспектовт.

5. Экстремисты используют национальную идею в своих интересах только тогда, когда для этого есть явные или скрытые провалы в национальной политике, поэтому в центре внимания должны быть»болевые точки»Розвья. Обязательства этих проблемных узлов может лишить базу для национальных экстремистовекстремістів.

Постоянное усовершенствование практики решения этнонациональных конфликтов позволило появлению так называемых альтернативных методик. Суть этого метода в использовании нестандартного, неординарного набора ва. Ариант решения конфликтов, например,»территория в обмен на мир», экономические или территориальные уступки в обмен на льготы, восстановление прав конкретной этнической группы. Главной на сегодня можно счи ты появление реальных предпосылок, чтобы при решении возникших конфликтных ситуаций избежать использования насилияя насильства.

uchebnikirus.com

Причины возникновения этнических конфликтов, способы их разрешения и преодоления

Этнический конфликт является одним из самых распространенных видов социальных конфликтов, сопровождающих всю историю человечества.

Под этническим конфликтом в науке понимают одну из форм отношений конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа группа», «груп па государство» (2).

Чаще всего, этнические конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально такой конфликт носит характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей, однако имеют место и другие многочисленные наслоения. В современной России этнические конфликты чаще всего носят политический характер, т. е остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями между коренным населением и мигрантами, между этническим большинством и меньшинством (3).

Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и дефакто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

Конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане погромы турок месхетинцев узбеками или в Ошской области столкновение киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Возможна классификация этнических конфликтов и по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэт ничного социума, в котором они развиваются. Исходя из этого выделяют следующие типы этнических конфликтов:

социальноэкономические борьба за перераспределение части общественного продукта в сою пользу; культурноязыковые защита родного языка и национальной культуры;

территориальностатусные борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса;

сепаратистские борьба за выход из состава Федерации и образование собственного независимого государства.

В теории конфликтологии ученые также выделяют латентные(скрытее) конфликты и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетия и более и лишь в конкретных общественных условиях превращаются в открытые. Как правило, латентные конфликты не затрагивают непосредственной жизнедеятельности людей, и поэтому удержание конфликта в этой стадии также имеет определенную позитивную сторону, если отсутствует возможность разрешить конфликт.

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственные (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция. При этом насильственные могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающие развернутые боевые действия сторон. К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты.

В зависимости от времени и интенсивности развития этнического конфликта можно выделить краткосрочные и долгосрочные, спонтанные, более интенсивные и менее интенсивные (5).

Этнические конфликты постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому для ученых важно определить, как они влияют на людей, каковы их причины, а также как они разрешаются и преодолеваются в современном обществе.

Среди причин этнических конфликтов в качестве главной следует обозначить территориальные проблемы и споры. Поскольку этносы территориально организованные общности людей, поэтому любое посягательство на этническую территорию (истинное или мнимое) воспринимается как посягательство на само существование этноса.

Вторая важная причина таких конфликтов борьба этносов за материальные ресурсы, среди которых важнейшими являются земля и недра. В случае возникновения подобной проблемы каждая из конфликтующих сторон стремиться обосновать свое естественное право на использование земли и природных ресурсов, и, как в случае с территориальными конфликтами, подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, и, как правило, разрешимы мирными средствами лишь на ранних стадиях своего развития.

Третья причина конфликтов на этнической почве заключается в том, что этнический конфликт представляет собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межнациональной борьбы. Поэтому можно предположить, что в том обществе, в том государственном образовании, где складываются предпосылки для различного рода эко номических, социальнополитических противостояний и конфликтов, особенно связанных с перераспределением власти и ресурсов, неизбежно возникнут межнациональные конфликты.

Причинами меэтнических конфликтов может стать также неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать права граждан, с другой.

Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности той или иной национальности. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

На бытовом уровне могут возникать конфликты, вызванные социальнопсихологическими факторами общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы ни были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг другу приобретает массовой характер.

Какие бы причины ни лежали в основе того или иного конфликта, в своем развитии любой конфликт выражает чьито интересы и преследует определенные цели (порой не вполне осознаваемые его участниками). Выразителем этнических взглядов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть, элитные группы, которые преследуют личные интересы (4).

В настоящее время существует определенная система направлений работы по разрешению этнических конфликтов, которая реализуется совместно несколькими социальными институтами. Рассмотрим их.

Поскольку истоком межнациональных конфликтов чаще всего выступает ущем ленность, неравноправие родного языка определенной национальной группы, постольку необходимо обеспечение четкой конституционной защиты права каждой национальности на беспрепятственное развитие национального языка. Это является первым направлением работы по разрешению конфликтов на этнической почве. Необходимо учитывать, что многоплановое существование различных национальных групп приводит их к осознанному, а иногда и к неосознанному убеждению, что родной язык не только отличает данный народ от другого, не только служит средством общения людей одной национальности, но одновременно является основным условием и гарантом самого существования народа. Утрачивая свой язык, народ раньше или позже теряет черты самобытной этнической общности, растворяется в других народах, включенных в более обширные социокультурные общности нации. Поэтому всякое недоверие, недоброжелательное, пренебрежительное, а тем более запретительное отношение к их родному языку болезненно ощущается национальными группами. Именно поэтому в организации управленческого воздействия на возникновение межнациональных конфликтов первостепенное значение приобретает создание реальных, конституционно закрепленных условий для обеспечения подлинного равноправия любых языков, которыми хотели бы общаться граждане данной страны, принадлежащие к различным национальностям.

Вторым важнейшим направлением в работе по разрешению этнических конфликтов является создание реальных возможностей и условий для развития культуры всех национальных групп, существующих в стране. В этом смысле очень важное значение имеет активная деятельность культурнопросветительских обществ, пользующихся поддержкой не только соответствующих этнических групп, но и государственных и местных органов управления. Это является основным фактом, объединяющим людей в единую этническую общность.

Третьим направлением такой работы является обеспечение приоритета гражданских прав над этническими. Имеется ввиду гражданственность как комплекс прав и обязанностей, предоставляемых в соответствии с Конституцией каждому человеку, рассматриваемому в качестве гражданина страны, гарантированных и одинаковых для всех граждан независимо от их этнической принадлежности.

Четвертым направлением управленческого воздействия на состояние и динамику этнических конфликтов является обеспечение четкой адресности всех принимаемых управленческих решений, затрагивающих так или иначе национальную сферу общественной жизни. Учитывая разнообразие тех или иных потребностей, важных для национальных меньшинств, следует создавать более благоприятные возможности для удовлетворения соответствующих запросов. Такая направленность управленческой деятельности будет способствовать обеспечению устойчивости, стабильности и целостности общества, а кроме того, если и не приведет к исключению полностью, то по крайней мере существенно ослабит вероятность межнациональных конфликтов.

Пятое направление управленческого воздействия на развитие этнических процессов, способное резко снизить уровень конфликтогенности в национальной сфере формирование с детских лет культуры межнационального общения. Такая направленность управленческой деятельности в этой сфере требует существенного изменение содержания дошкольного, школьного и вузовского образования, а также организации культурных центров, занимающихся проблемами национальных отношений в молодежной среде (7).

Первые четыре направления работы по разрешению межнациональных конфликтов реализуют государственные органы управления посредством национальной политики, которая включает в себя обеспечение реального равноправия всех национальностей, проживающих на территории определенного государства, а также реализацию и защиту правового статуса национальных меньшинств. Осуществление пятого, наиболее важного направления под силу только системе образования. Именно образовательные учреждения, начиная с дошкольного и заканчивая студенческим возрастом, должны вести работу по формированию культуры межнационального общения у обучающихся. Это является важнейшим условием не только разрешения этнических конфликтов, но и, что самое главное, ведущим способом его преодоления.

Преодолеть межэтнический конфликт, на наш взгляд, поможет умение общаться с представителями других национальностей. По этому поводу достаточно много писал в своих научных работах В. А. Авксентьев. Так, в своей монографии ученый предлагает пять основных правил общения с лицами других национальностей, которые помогут достигнуть успеха при этническом взаимодействии. Рассмотрим их.

Первое правило: абстрагирование от национального фактора в межличностном общении, за исключением отдельных случаев, когда это является необходимым;

Второе правило: такт в общении с людьми другой национальности в оценке ритуалов, обычаев, традиций других этнических групп;

Третье правило: право на собственную точку зрения по любому мировоззренческому вопросу. Это право должно соблюдаться и сохраняться как одно из важнейших в демократическом обществе. Тем более это касается этнических взглядов, стереотипов, убеждений, эмоций, качеств, особенно таких, как патриотизм, национальная гордость;

Четвертое правило: наличие объема знаний при обсуждении этнических проблем, а также знаний об обрядах, ритуалах той этнической группы, в среде ко торой проживает человек, или с представителями которой чаще всего происходит общение;

Пятое правило: общение в любом коллективе должно происходить на языке, понятном всем участвующим в разгово

ре. В многонациональном коллективе не допустимы даже короткие диалоги и реплики на родном языке, непонятном окружающим (1).

Таким образом, для преодоления конфликтов на национальной почве и достижения успеха в общении с представителями других национальностей необходимо волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, а также создание обстановки уважения, дружелюбия и доверия к лицам иных национальностей.

(Материал взят из Вестник стсвропольского государственного педсгогического института выпуск 2008 научный журнал)

studik.net

Причины межэтнических конфликтов

Существует несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликтов на основе изучения опыта, накопленного в различных регионах мира. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством в столкновениях конфликтующих сторон.

[adsense]

Основой межнациональных конфликтов являются проблемы и противоречия, которые возникают в процессе взаимоотношений этносов. В многонациональном государстве любой вопрос, чего бы он ни касался – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и национальное выражение. Возникновение межнациональных конфликтов и их острота во многом зависят от формы построения многонационального государства, ее национальной политики.

Одна из главных причин межэтнических конфликтов – территориальная проблема, территориальные споры. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государства. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. Причем время, от которого производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

С этнотерриториальными проблемами связаны политические причины конфликтов. Речь идет, прежде всего, о проблеме создания этносами независимых территориально-государственных образований. Большая часть этносов на планете не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере развития экономики и культуры этносов, роста их этнического самосознания в их среде возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение обычно возникает в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Политические причины конфликтов возникают и тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные» также порождает политико-правовое неравенство, а, следовательно, может являться причиной межэтнических конфликтов.

Разнообразны экономические причины этнических конфликтов. Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом обделенности этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное ущемление, становится причиной формирования и проявления этнической солидарности.

Этнические конфликты могут возникать вследствие социальных причин, социальной напряженности. Чаще это происходит в условиях кризисного состояния общества, когда складываются предпосылки социально-политического противостояния и конфликтов, в том числе и по этническому признаку. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывается социальная неоднородность в экстерриториальном аспекте. И тогда проблемы социальной необеспеченности, безработицы, этнодемографии и другие приобретают зримо выраженный этнический характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и нетитульными этносами. Бывает и так, когда этнический конфликт может стать эффективным способом «слива» социального взрыва в русло межэтнического противоборства.

Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы. Когда не удовлетворяются этнокультурные запросы той или иной этнической группы, не обеспечиваются условия для изучения и использования родного языка или даже явно проявляется языковой шовинизм, это ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь не идет о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульной нации в полиэтническом государстве ущемляет значение языков других этносов и становится средством, чтобы занять ключевые посты в обществе, т.е. обеспечивает представителей титульной нации определенными привилегиями.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои – чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно. Психологическую напряженность могут создать этнические проблемы – подлинные и мнимые, – основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

Конечно, этнические конфликты вызваны не только отмеченными выше причинами. Анализируя этнические конфликты на постсоветском пространстве, можно выделить причины самого разнообразного характера. Если объединить эти причины в несколько групп, то получится следующая картина:

социально-экономические – неравенство в уровне жизни, безработица, различное количественное представительство в престижных профессиях;

административно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

культурно-языковые
– недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни;

этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные, войны и т.д.).

В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Однако далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе противоречия, ведущие к конфликту. Так, большинство этнотерриториальных споров идет от имени политических элит, правительств, движений. И далеко не всегда такие споры захватывают значительные группы какого-то этноса.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1834 Родился Василий Степанович Передольский — историк, археолог, выдающийся новгородский краевед: крупный собиратель древностей края и «пионер новгородской археологии», первый обнаруживший берестяные грамоты.
  • 1862 Родился Жозеф Дешелет — французский археолог, который стоял у истоков керамологии. Занимался также исследованием культурных связей между древнеримской и кельтской цивилизациями.
  • 1909 Родился Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
Свежие записи

arheologija.ru

Пример этнического конфликта и причины возникновения :: BusinessMan.ru

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

Что такое этнический конфликт?

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне — это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве — это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *